19 апреля прошла творческая встреча с Асей Володиной — современной писательницей, автором книг «Часть картины», «Протагонист» и «Цикады», лауреатом театральной премии Художественного театра в номинации «Литература» в библиотеке им. Журавлёва. Благодарная публика не отставала от неё, пока она не ответила на все вопросы.
-Обязательно ли поступать на филолога, чтобы стать писателем?
-Я б сказала нежелательно. Нет, я правда могу сказать, что, если бы я продолжила заниматься литературоведением, литературой, а не языком, я бы не смогла начать писать, потому что, когда ты пишешь, в принципе, это много внутренней борьбы: тебе нужно победить внутреннего редактора, внутреннего критика, и в этом случае ещё внутреннего литературоведа, смаковать каждую деталь, вспомнить синие занавески, — это смерти подобно. Многих же филологов обвиняют в том, что они пишут очень технично, схематично, уже заранее как бы готовя читателя, о чём именно будет этот текст. В то же время, если мы не говорим конкретно о филологическом факультете, то есть Литературный институт, который готовит как будто бы литературного работника — это понятие очень широкое, там всё-таки учат именно литературе, но нужно понимать, что нужно делать вскидку на власть авторитетов. Есть некоторая угроза, особенно для юного человека, что ты начнёшь писать, как твой мастер. Поэтому лит. институт меня немного пугает, потому что, если я знаю, что это мастерская какого-то мастера, то я увижу, что человек написал, как его мастер. На самом деле, легко происходит такое влияние. Есть университет «Высшей школу экономики», то там уже нужно быть повзрослее, с большей опорой на себя. Я знаю, что тот же Ханипаев (Ислам Ханипаев, известный писатель — прим. ред.) не любит там всякие курсы, но ему легко рассуждать как человеку, имеющему режиссёрский бэкграунд, человеку, который хорошо понимает, как работает структура, потому что он знает, как работает кино. Мне кажется, любое понимание того, как работает история в широком смысле, оно может помочь, а может не помочь. Филфак — вообще не прицел. Филологический факультет может сделать из вас литературоведа, но писать он не учит, это совершенно точно. Он учит изучать как пишут, а не как писать.
-Ханипаев, который здесь давно выступал, как-то сказал, что он легко и быстро пишет книги. А вы, за какое время вы пишете?
-Я не Ханипаев, сразу скажу. За этим вопросом к Ханипаеву. И он меня угнетает, если честно, в декабре мы были в резиденции «Переделкино» три недели, он за это время пол книжки написал, я только главу. Считала, что я молодец, а он считал, что не молодец. Но опять же всё зависит от того, на каком этапе нахожусь. Первый черновик я могу написать относительно быстро, но, грубо говоря, текстом даже не считаю. То есть, это заготовка, это что-то сырое, из которого ещё лепить и лепить. Поэтому у меня книги занимают от года. То есть, «Цикады» писались в пределах года, но уже по готовому сценарию, мне не надо было продумывать глубоко, потому что костяк был готов. «Часть картины» — много раз переписывалась и переписывалась, не могу сказать точно срок. «Протагонист» — тот момент, когда за него села до его выхода — это заняло два года. То есть, для меня от года лучше, потому что откладываешь и возвращаешься, откладываешь и возвращаешься, подкручиваешь что-то. Я медленный писатель в этом смысле.
-Вы каждый день стараетесь уделять книге?
-«Часть картины» писала систематичным образом. То есть, я действительно приходила и писала сколько-то. Не то чтобы я перечитывала количество знаков.
«Протагониста» писала наскоками в несколько этапов, первый черновик вышел быстро. Потом много раз возвращалась, подкручивала, с ним так можно. Он состоял из разных глав.
«Цикады», наверное, тоже наскоками: второй черновик, третий черновик. Я понимаю, что мне очень важно не только время на письмо, но и раздумывание над текстом. Тебе нужно походить и подумать, что-то почитать, послушать, посмотреть, не знаю, посидеть, на воду поглядеть. Мне нужно время на то, чтобы пожить в тексте. И это время жизни в тексте — оно как будто бы не менее важно, чем сам факт письма. Поэтому может быть так, что месяц без остановки я пишу, потом беру паузу на пару месяцев. Снова возвращаюсь, активно пишу и делаю перерыв. Это полезно для внутреннего редактора, чтобы он увидел несовершенства, наверное, был безжалостен к самому себе.
Анастасия Тарасова
Продолжение следует.
Чтобы не пропустить самые интересные наши новости, подпишитесь на нашу группу ВК https://vk.com/meridian35ru