-Как вы относитесь к сетевой литературе, недавно ставшей очень популярной?
-Я себе сразу поставила фильтр, что хочу издаваться, то есть, не издавать себя, а издаваться у того, кто меня издаст. В этом мне кажется специфика, это зависит от самого автора, чего он хочет. Я тот автор, которому было очень важно получить обратную связь, прежде всего. И, грубо говоря, получить подтверждение, что я право имею, а не графоман. Для меня это было принципиально. Но это не значит, что я считаю, что те, кто пишет на lit.net или просто выкладывают свои произведения на proza.ru — графоманы, вовсе нет. Это значит, что, возможно, люди ищут более простой путь у своему читателю. Хорошо это или нет — зависит непосредственно от самого писателя, чего он хочет: быстрой обратной связи или публиковаться в Дзене с целью заработать. У меня есть приятель, который пишет на Дзен странно-романтические эротические истории, и прерывает каждую главу на каком-нибудь клифхенгере (специальный крючок оставляя). По моему тону можно понять, что это не очень литературно, это можно назвать некоторым контентом для выполнения блока, чтобы поймать аудиторию, её зафиксировать, но при этом он там параллельно издаёт какие-то другие вещи, которые уже появляются в приличных издательствах. То есть, он так себе нарабатывает аудиторию, это его путь. Мы знаем истории, когда люди из этих онлайн-платформ переходили в большие издательства. По-моему, самая известная история — это с Еленой Звёздной, которая пишет романтическое фэнтези. Она собрала себе огромную фан-базу. Её нашло издательство и сказало: «Давайте мы заберём часть ваших денег себе, зато у вас будут книжки с нашим логотипом». Такой неравноценный обмен: я вам даю нашу плашку, а вы даёте всех ваших преданных читателей.
Важно чего хочет автор. Для меня было принципиально пройти этот фильтр, надо ли мне писать, надо ли мне издаваться, если я не могу пройти этот издательский фильтр. Да, проходить его было, сложно, неприятно, не то чтобы больно, но безответно. Печально, можно сказать так. Но ты проходишь этот путь, получаешь издательство, которое ты хочешь, редактора, который тебя понимает и не жалеет, может показать твои слабые стороны. Это может быть вопрос готовности к чужой строгости, хотя опять же онлайн-площадки могут дать такую закалку, которую не даст любой другой редактор в случае, если вы пришли не в ту аудиторию, не с тем текстом, то будете регулярно получать по шапке. Я тот человек, который за сторонний взгляд, так как себе не доверяю. Если бы я начала себя публиковать, я до конца не была уверена бы, могу ли называть себя писателем. Писатель должен получить внешнее подтверждение: публикацию которую видел не только автор, подтвердил какой-то авторитет. Понятное дело, что авторитеты рознятся. Но находится человек, которому ты доверяешь, и он говорит тебе: «Да».
-На какую читательскую аудиторию рассчитаны ваши книги?
-Я не ставлю рамок. То есть, рамки ставит издательство, из тем которые поднимаются — это 18+, 16+. Верхнюю границу я не ставлю, хотя понимаю, что разные тексты будут работать по-разному, то есть, «Протагонист» более универсален в силу того, какой пласт персонажей затрагивается. У нас есть персонаж, которому в районе 17-18 лет, есть персонаж, которому 70 лет. В «Части картины» буквально мои ровесницы.
«Цикады» — книжка как будто бы о подростках, но при этом плашка 18+. И мне понравился чей-то комментарий, что это книга, маскирующаяся под подростковую аудиторию. На самом деле, она уже для миллениалов. И я не думаю в момент об аудитории. Ею занимается уже издательство. Моё дело — это написать текст, а как его позиционировать — это уже дело издательства. Потому что, мне кажется, есть авторы, которые умеют это делать. А для меня: кому этот текст откликнется, тот мой читатель, вот и всё.
Подготовила Анастасия Тарасова
Чтобы не пропустить самые интересные наши новости, подпишитесь на нашу группу ВК https://vk.com/meridian35ru