-Любите ли вы читать?
-Кстати, на самом деле, внезапно хороший вопрос. Если подумать как следует над этим «любите». Тут есть такое обстоятельство, что, поскольку я филолог, 8 лет занималась только литературой и больше ничем, какое-то время я не читала вообще. Это достаточно известная история, что в какой-то момент перечитываешь знакомые ранее книги профессионально, ты потом не можешь вернуться в нормальную литературу как человек, который просто получает удовольствие от книг, а не как человек, который разбирает в тексте каждый символ типа «синих занавесок». Или как писатель, который думает, как поступает автор в этой книге и как записать его приём. Я снова начала любить читать, но для меня эта «любовь» буквально к нон-фикшену или ранее прочитанным книгам. Есть авторы, которых я люблю и всё, я к ним возвращаюсь и не думаю, какой приём был использован у этого автора, какой оборот. Я возвращаюсь к Фаулзу каждый раз, когда иду домой. Я люблю Чехова множество раз перечитывать и не думать о нём. А вот просто для себя я скорее возьму нон-фикшен, потому что сейчас я очень много из художественного читаю своих друзей, современников, и параллельно ты думаешь, что сказать автору, чтобы он не обиделся. Это какой-то бесконечный поток и мыслительный в том числе, и ты как будто бы работаешь, а не читаешь для себя. Поэтому для себя я люблю читать мёртвых авторов. Они не возразят и не обидятся.
-Сколько книг вы читаете?
-Я не могу сказать, что считаю, сколько читаю, то есть, у меня параллельно может быть открыто несколько книг, причём по разным каким-то вопросам: какие-то могут быть рабочие, какие-то для себя. Поэтому я могу параллельно много читать и не дочитывать. Я не веду трекер, дневник чтения, я читаю, когда получается по сути. Иногда когда я своё пишу в моменте, то вообще могу ничего не читать, тогда себя читаю. Себя бы прочитать для начала! Читаю ли я современную или классическую литературу – тоже зависит от периода, когда мне что-то надо, и чего душа просит. То есть, в какой-то момент ты «переедаешь» современной литературы и уходишь в зону комфорта. У меня зона комфорта – это англо-американская литература 19-20 века. Можно сказать, что сейчас я вообще не читаю современную зарубежную прозу, потому что она как будто бы со мной не резонирует. Поэтому я читаю, скорее, современную отечественную литературу, но она тоже, получается, ограничена узким кругом людей. Есть простое показание: если я прочитала у автора больше двух книг, значит, это мой автор, и это не потому, что там мой друг как, например, Ханипаев, который кидает мне лавину текста и говорит: «Всё, читай». Я его действительно прочитаю и оценю как автор. То есть, сейчас или современная российская, или классическая зарубежная.
-Нужно ли начинающему автору сохранять индивидуальность своего творчества или слушать беспрекословно своего мастера?
-Я часто слышала как раз историю про лит. институт, что некоторые после него ломаются. Но в целом литература и любое творчество про то, как тебя будут ломать, хочешь этого или нет, и ты должен готов быть выпрямляться. Ты должен быть гибок в чём-то, должен где-то быть неуступчив. Я не могу сказать, что у меня здесь есть однозначный ответ, наверное, хорошо, когда есть всякие писательские семинары. Они ведь рассчитаны не только на молодых 35-летних писателей, сейчас границу подняли до 60 лет. О том, чем хороши эти семинары… Допустим, ты приезжаешь куда-то, твою рукопись отобрали, значит, фильтр ты прошёл. Там сидит 10 человек очень разных: с разными текстами, уровнем подготовки, есть уже у кого-то книжки, кто-то приносит своё впервые, кому-то 18, кому-то 35. Понятное дело, что это совершенно разный уровень опыта. У кого-то филологическое образование, кто-то хорошо, интересно пожил и выкладывает свой опыт. И сидит там 10 человек и, допустим, два мастера. И такие семинары обычно проходят так, что тебя разбирают остальные 9 человек, а потом своё слово говорит мастер. Участники могут неосознанно подстраиваться под слово мастера, потому что появился авторитет, который сказал, что должно работать. Послушав 9, 10, 11 мнений, ты вычленишь какую-то суть,
то есть, если 7 человек скажут, что какой-то приём не работает, что-то непонятно, а что-то не должно быть, велика вероятность того, что они правы. По крайней мере, над этим стоит подумать. Можешь принести рукопись лояльной аудитории, которая тебя похвалит, но, возможно, ты так и будешь застревать на каких-то уровнях. Мне кажется, в какой-то момент формируется база людей, которой ты доверяешь. У меня, например, есть моя подруга – филолог, которая вычитала минимум две мои книжки точно, на самых первых этапах, то есть, это самый первый человек. Мы с ней жили вместе в общежитии, окончила она тот же филфак. Вот у неё очень жёсткий взгляд. Но я знаю, что это взгляд человека, который похож на мой, если бы это были не мои книжки. То есть, она скажет мне, не жалея, что вот это не работает, то. С одной стороны, ты понимаешь, что получаешь другую точку зрения, которой ты не обязан следовать, но тем не менее, ты получаешь независимый, и при этом знающий тебя взгляд, в том смысле, что он знает: ты можешь лучше, можешь по-другому, у тебя есть точки роста. Хорошо бы найти такого человека, который будет с одной стороны лоялен, с другой стороны справедлив, что ли, и честен. Доверие тоже должно быть. Поэтому первый попавшийся авторитет – не факт, что он подходит вам. У меня есть прекрасная история про одного моего хорошего друга, который хорошо издался с одной книгой, вошёл в определённую нишу очень индивидуальной и сложной литературы. Я была на его первом разборе. Его мастер сказал: не писать. Такими словами, что вам не дано, это графомания, будьте критиком. Если б мне сказали так на первом разборе, я бы сломалась. И я очень ценю его стойкость, возможно, он продолжил, так как остальные ему сказали, что его рукопись вышла сложной, но интересной, и с этим можно ещё что-то делать. И да, он в итоге нашёл ту обратную связь, которая отвечала его тексту, и сейчас всё у него хорошо. Конечно, такие вещи по типу «не пишите и всё», — они очень страшные.
Анастасия Тарасова.
Чтобы не пропустить самые интересные наши новости, подпишитесь на нашу группу ВК https://vk.com/meridian35ru