В декабре 1937 и январе 1938 японская армия совершила Нанкинскую резню. Японские солдаты убили от 40 тысяч китайских гражданских и военных до 500 тысяч их. Это происходило в китайской столице Нанкин и в ее окрестностях до захвата города японской армией. Состоявший позднее Международный военный трибунал для Дальнего Востока определил цифру убитых японцами в 200 тысяч человек без учета утопленных, сожженных и закопанных в общие могилы.
Уставшие, голодные и крепко побитые китайцами, японские солдаты шли в Нанкин с целью победить и выместить злость на китайцах, всех которых японская пропаганда изображала врагами Японии. Отступавшая китайская армия жгла свое имущество и деревни мирного населения. Есть мнение, что превратив Нанкин в крепость, китайская армия уничтожила японскую диаспору и китайских сторонников мира с Японией.
Часть города контролировалась Международным комитетом Нанкинской зоны безопасности. Его возглавлял член НСДАП немецкий предприниматель Йон Рабе. Он руководил защитой мирного китайского населения и сдавшихся китайских солдат. Если кратко, дикая резня, массовый каннибализм и изнасилования, совершаемые японцами, длились 6 недель. Авторитет немца как члена НСДАП и видного гражданина союзной для Японии страны немного сдерживал японцев в зоне его ответственности площадью 3,85 км2, но за ее пределами творился геноцид. Считается, что руководивший зоной безопасности член нацисткой партии Йон Рабе спас от японцев до 250 тысяч китайцев. Если бы не усилия этого немца и помогавших ему других 26 европейцев — христианских проповедников и журналистов, жертв Нанкинской резни было бы в 2 раза больше. С другой стороны, не все европейцы в захваченном Нанкине вели себя благородно. Пример этому Минни Вотрен, которая спасла от изнасилований японцами около 10 тысяч китайских женщин, но не спасала от убийств и издевательств китайских мужчин.
Такое долгое вступление с указанием числа жертв массовой резни, совершенной японцами, необходимо для понимания того, о чем я расскажу далее. В те дни, а именно 10 декабря 1937 был эпизод, участников которого некоторые историки причисляют к числу убитых японцами, не вдаваясь в подробности.
Японские войска, уже начинавшие резню в пригородах Нанкина, подошли к городу вдоль реки Янцзы. На их пути стоял мост, который остались оборонять 3 тысячи китайских солдат. У них в варианте бегства было 2 пути: или в город или через мост под пули японцев. Третьим вариантом для них было сражаться насмерть. Утром находившийся в Нанкине китайский генерал Ли Фуши был разбужен посыльным, который сообщил ему, что связь с трехтысячным авангардом, размещенным у моста, потеряна. Отправленные разведчики не нашли следов битвы, пленения или казней солдат. Не было найдено крови или разрушений. Три тысячи обреченных солдат исчезли, они не сражались, а бежать им было некуда. Через несколько часов японцы прорвали китайскую оборону и вошли в Нанкин.
После окончания Второй мировой войны Мао Цзэдун приказал провести расследование пропажи солдат. Считается, что результатов оно не принесло. Солдаты не были найдены живыми после войны и не были найдены мертвыми.
Из тех размышлений, что есть у меня, упомяну одно. В русскоязычных источниках встречается один и тот же текст, посвященный исчезновению 3 тысяч солдат. Что не внушает большого доверия. Либо говорит о лени авторов, не искавших иностранные источники. Еще в этом тексте упоминается генерал Ли Фуши, но упоминаний о нем я не нашел ни в рунете, ни в англоязычной Википедии. В связи с обороной города я нашел упоминания о китайском генерале Тан Шэнчи. Что не исключает того, что в городе мог быть подчиненный ему генерал Ли Фуши. С другой стороны, слово «Фуши» могло быть указанием должности, означающей «помощник» (генерала Шэнчи).