Статью подготовили писатель Тори Ни и руководитель Вологодского отделения «Союза литераторов России» Игорь Эпанаев
Современный литературный ландшафт изобилует разнообразными платформами для начинающих и опытных авторов, что позволяет как опытным, так и начинающим авторам без сложностей найти площадку для размещения своего творчества.
Однако последние несколько лет наряду с электронными платформами особенно выделяются платные альманахи, которые всё чаще привлекают внимание как инструмент самовыражения и продвижения для авторов, желающих развиваться и оттачивать навыки писательского мастерства. Насколько оправдан такой подход? Эту тему мы подняли с Игорем Эпанаевым и хотим немного порассуждать с позиции пользы и вреда для любителей и потребителей платных публикаций.
С одной стороны, платные альманахи предлагают авторам ряд преимуществ. Прежде всего, это возможность публиковаться в качественном издании, с хорошим дизайном и редакторской правкой. Это повышает статус автора и даёт ему возможность заявить о себе в профессиональной среде, дает надежду, что имя его станет узнаваемым в литературных кругах. Кроме того, некоторые альманахи предлагают дополнительные услуги, такие как пиар-поддержка, участие в литературных фестивалях и конкурсах. На просторах сети мне попадалась реклама красивейших глянцевых альманахов, проводящих конкурсы и выдающих своим авторам настоящие медали победителей, дипломы установленного этими сообществами образца, и даже статуэтки, внешне похожие на оскар. «Круто!» — хочет воскликнуть обрадованный открывшимися возможностями автор, ведь можно повесить на грудь медаль и всем ее показывать. «Нет, давай, пожалуйста, мы никому это не покажем», — тихо подсказывает внутренний голос, к которому и следует прислушаться.
Платные альманахи порождают ряд проблем. Во-первых, высокая стоимость публикации делает её доступной не для всех авторов. Это создает неравные условия и может отсечь талантливых людей с ограниченным бюджетом. Во-вторых, некоторые альманахи, под видом «престижного издания», фактически продают публикации без качественной редакторской работы и без реальной возможности получить широкую аудиторию. Важно понимать, что платные альманахи сами по себе не являются ни спасителем, ни могильщиком литературы. Всё зависит от конкретного проекта и от его честности, амбиций, визуала, плана работы с авторами. Однако большей частью это коммерческие проекты, целью которых не является продвижение слова, качественной литературы, открытие новых имен в писательской среде. Получается такая эльфийская волшебная пыль, брошенная неосведомленному автору в глаза, которая искажает восприятие и кормит эго, взращивает ощущение собственной востребованности в среде. Здесь стоит уточнить, что важна исходная мотивация автора: если человек, участвуя в платном альманахе, делает себе подарок, желая увидеть написанное произведение на бумаге и четко осознает, что для него это забава и хобби, к нему вопросов нет. Если же по итогам платного участия в сборнике автор начинает считать себя признанным деятелем – вот здесь начинается самообман.
Автору всегда следует проводить небольшой тест на реальность происходящих событий:
* Если автор публикует рассказ в журнале и получает за это гонорар, он – писатель.
* Если автор публикует рассказ в безгонорарном журнале, но ничего не платит за публикацию, журнал его выбрал, он – писатель.
* Если автор платит членские взносы в свою литературную организацию и по итогам года попадает в альманах, это очень хорошо, и он на пути к своему развитию.
* Если автор публикует свое произведение на интернет-площадках, это очень хорошо и есть возможность получения обратной связи от читателя, в данном случае можно назвать этого автора – сетевым писателем.
* Если автор для того, чтобы называться писателем, платит существенный взнос в альманах и его тексты берут, не глядя, так как это коммерческий проект, он – просто человек, у которого есть увлечение.
Следует уточнить, что в последние годы в России действительно стало мало журналов, которые принимают
произведения к публикациям, большей частью они безгонорарные, в них существует строгий отбор контента. Сложность попадания в сферу провоцирует нового автора на поиск обходных путей и возможностей. Если бы платные альманахи оставались единичным явлением, то никакого вреда бы они в общество не привнесли. Однако опасность таится в их обилии, зачастую сетевые конкурсы, принимающие произведения на отбор, не сообщают автору, что он подается в коммерческий проект – минувшим летом участвовала в нескольких подобных конкурсах без опознавательных признаков, итогом этих конкурсов с разных ресурсов приходили письма очень похожего содержания: «Поздравляем, ваши произведения прошли конкурсный отбор, вам открывается возможность попасть в наш уникальный глянцевый альманах, заплатите взнос». Увы, эта коммерция – лишь ниша в сфере торговли и к литературе отношения не имеет.
Если же автор, понимая современные реалии, все-таки хочет попробовать принять участие в коммерческом проекте, вот на что ему следует обратить внимание, что нужно учитывать автору при выборе платного альманаха:
* Репутация: изучите историю издания, его авторов и уровень редакторской работы.
* Стоимость публикации: сравните цены с другими изданиями и узнайте, какие услуги входят в стоимость.
* Возможности продвижения: поинтересуйтесь, какие дополнительные услуги предлагаются, например, пиар-поддержка или участие в конкурсах.
* Аудитория: оцените, насколько издание соответствует вашим целям и целевой аудитории.
В заключение хочется отметить, что платные альманахи могут быть хорошим вариантом для продвижения своего творчества, но только в том случае, если автор выбирает издание с хорошей репутацией, предлагает качественную редакцию и дает реальные возможности для продвижения, трезво оценивая условия участия и рассматривая данные издания лишь как стартовую площадку. Ведь пути, которые приведут человека в сферу писательского мастерства, на самом деле могут быть совершенно разными.
Важно помнить, что успех произведения зависит не только от места его публикации, но и от качества текста, таланта автора, а также его усилий по продвижению.
Основная же опасность для автора остается неизменной: публикуясь в платном альманахе, автор начинает воспринимать свою работу как «уже состоявшуюся», как «уже ценную». Это может привести к снижению мотивации к дальнейшему развитию и искаженному восприятию собственной востребованности. В итоге, автор может застрять в «пузыре» платного альманаха, не имея возможности выйти за его пределы и достичь настоящего успеха.
На своем литературном пути прошла несколько уважаемых журналов, в которых оставила литературный след: журнал «Искатель» — заплатил гонорар, белорусские журналы в городе Гомель безгонорарные, но отбор в них строгий и редакция очень следит за качеством присылаемых произведений — это журналы «Мир Животных», «Метаморфозы». В прошлые годы приятными были публикации в журналах «Веси» (Екатеринбург) и «Реальность фантастики».
Я соглашусь с Тори Ни, и немного поделюсь своим опытом. Также обратимся к череповецким изданиям, платным публикациям.
Публиковаться за деньги я принципиально не буду. У меня есть несколько публикаций в журнале «Костёр» из Санкт-Петербурга, так же в нескольких детских книгах всероссийского уровня. Не очень много, но мне хватит. Издания известные. Гонорары не платили, но авторские экземпляры давали. Печататься в таких изданиях писателям престижно. Попадать сложно, нужен и уровень, да и знакомства не помешают. Кстати, был период, когда за стихи платили гонорары. Это 90-е годы. И издания известные и многотиражные, да еще и вознаграждение было: это журналы «Крокодил» (Москва), «Вокруг смеха» (Санкт -Петербург). Другие не платили, но я горжусь, что печатался в «Красной Бурде» (Екатеринбург). Доводилось выигрывать и денежные конкурсы в газете «Скандалы» (Москва). Помню тираж издания был 600 тысяч (немыслимый по нашим временам). Но бывало в некоторых газетенках и воровали стихи, и изменяли текст, и фамилию искажали…
Что касается череповецких литературных изданий: это новый альманах «Луч», за год вышло семь номеров (это много). Платить нужно 250 р. за страницу (это немного), и авторские экземпляры дают, по количеству страниц (это хорошо). Условия, по которым публикует издатель Николай Кузнецов, вполне приемлемы. А без денег ему альманах не издать. Да и авторам нашим где печататься? Поэтому и есть интерес к публикациям: в последнем номере: 45 авторов из 12 населенных пунктов Вологодской области и России. Правда, печатается всё, что присылается авторами. По этой причине в другом журнале «Северная Окраина» (он выходит сейчас раз в год) планируется работа ред.коллегии. И будет, надеюсь, отбор произведений.
И последнее, есть писатели, которые вступают в левые писательские союзы за большие деньги, покупают себе публикации, награды, которые называют орденами, и очень гордятся… К сожалению!
А что по этому поводу думаете вы?
Чтобы не пропустить самые интересные наши новости, подпишитесь на нашу группу ВК https://vk.com/meridian35ru