Статью подготовила писатель ЧГОО «Череповецкого литературного объединения» Виктория Никитаева (литературный псевдоним Тори Ни), примерами дополнил Игорь Эпанаев.

Писатель – профессия, окутанная особым ореолом романтики, но всегда неразрывно связанная с вопросом гонорара. Как же менялось денежное вознаграждение мастеров слова от древности до наших дней? В античности писатели нередко существовали за счёт меценатства богатых покровителей, получая щедрые дары за хвалебные оды и эпические поэмы. В Средние века церковь стала главным заказчиком литературных трудов, а монахи-писцы получали кров, еду и скромное содержание. Эпоха Возрождения вернула моду на меценатство, а книгопечатание положило начало гонорарам за рукописи. 

XVIII-XIX века ознаменовались расцветом авторского права и появлением литературных агентов. Писатели начали получать процент с продаж, а громкие имена, как Чарльз Диккенс, зарабатывали огромные деньги на публикациях в газетах и литературных журналах. XX век принёс новые форматы: сценарии, радиопостановки, а затем и телевидение – всё это создало новые источники дохода для писателей. 

Сегодня, в эпоху интернета, писатели получили небывалую свободу. Самопубликация, самиздат, краудфандинг, NFT-токены – всё это позволяет авторам напрямую взаимодействовать с аудиторией и получать вознаграждение, минуя издательства. Однако, конкуренция возросла многократно, и лишь немногие избранные добиваются баснословных гонораров, как Джоан Роулинг или Джордж Мартин. 

Тем не менее, несмотря на все изменения, одно остаётся неизменным: талантливое слово всегда найдёт своего читателя и, возможно, принесет своему создателю не только признание, но и достойное денежное вознаграждение. В наши дни писатели могут рассчитывать на разнообразные виды поощрений, выходящие далеко за рамки традиционных гонораров:

Финансовые:

* Аванс: предоплата от издательства до выхода книги, как гарантия будущих продаж.

* Роялти: процент с каждой проданной книги, выплачиваемый автору на протяжении действия договора.

* Гранты: финансовая помощь от государственных фондов, частных организаций или благотворительных фондов на написание конкретного произведения или развитие литературного проекта.

* Стипендии: предоставление писателям возможности жить и творить в комфортных условиях, сосредоточившись на работе над рукописью.

* Премии: денежные награды за уже опубликованные произведения, признанные лучшими в определённом жанре или номинации.

* Доходы от экранизаций и адаптаций: процент от прибыли, полученной от продажи прав на экранизацию, театральную постановку или создание компьютерной игры по мотивам произведения.

* Продажа прав на перевод: дополнительный доход от публикации произведения на других языках.

* Самопубликация и краудфандинг: возможность самостоятельной публикации и продажи книг через интернет-платформы, а также привлечение финансирования от будущих читателей.

* NFT-токены: новый способ монетизировать своё творчество, продавая цифровые права на уникальные произведения или их фрагменты.

Нефинансовые:

* Литературные премии: не только денежные вознаграждения, но и признание заслуг писателя, повышение его статуса в литературном мире, а также рост интереса к его творчеству со стороны читателей и издателей.

* Резиденции для писателей: возможность получить рабочее пространство, общение с коллегами и творческую атмосферу для работы над новым произведением.

* Фестивали и конференции: платформы для презентации своего творчества, общения с читателями, обмена опытом с коллегами и налаживания связей с издателями.

* Отзывы критиков: профессиональная оценка произведения, способная повлиять на его популярность и продажи.

Современный мир предоставляет писателям разнообразные возможности для развития, признания и получения достойного вознаграждения за свой труд, открывая путь к новым форматам творчества и взаимодействия с аудиторией.

Реалии писательского гонорара в России

Вопрос о том, сколько зарабатывает писатель в России, волнует многих — от мечтающих авторов до искушённых читателей. Реальность такова, что однозначного ответа не существует:

доходы мастеров слова разнятся так же сильно, как и сюжеты их произведений. 

Классический путь: тернистый и не всегда прибыльный

Традиционный путь — через издательство — не гарантирует баснословных гонораров. Начинающие авторы могут рассчитывать на скромный аванс (15-50 тысяч рублей) и роялти в размере 5-15% от цены книги. Известные авторы, безусловно, получают больше привилегий: их авансы могут достигать нескольких миллионов рублей, а процент с продаж – 20-25%. Однако, доходы звёзд отечественной литературы, как правило, не разглашаются. 

Альтернативные пути: в поисках новой модели

Многие авторы ищут альтернативные пути монетизации своего таланта:

* Самопубликация: платформы Литрек, Ridero и другие позволяют издавать книги без посредников, устанавливать собственные цены и получать до 70% от продаж. Однако, продвижение книги и привлечение читателей ложится на плечи автора.

* Литературные премии: помимо признания, многие премии («Русский Букер» — на сегодняшний день премия закрыта, «Большая книга», «Национальный бестселлер» и др.) предусматривают солидные денежные вознаграждения – от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов рублей.

* Гранты и стипендии: фонды поддержки литературы выделяют гранты и стипендии на написание и издание книг. 

Реалии рынка:  

К сожалению, писательский труд в России редко становится источником высокого дохода. Большинство авторов вынуждены совмещать творчество с другой работой, чтобы обеспечить себе достойный уровень жизни.

Будущее профессии:  

Развитие цифровых технологий, рост популярности аудиокниг и появление новых форматов (например, литературных подкастов) открывают новые перспективы для писателей. Остаётся надеяться, что в будущем писательский труд в России будет оценен по достоинству, а гонорары перестанут быть сюжетом для грустных историй.

В 2010-13 годах я получала призы за 1 места по городу и области от организаторов конкурса — сотовый тел от издательского дома, блендер от вневедомственной охраны, журнал «Искатель» заплатил гонорар в 2019 году.

Я хочу продолжить эту статью, основываясь на мне известных примерах. К сожалению, они не будут совсем точными.

Писатель в Советском Союзе — это достойная уважаемая поофессия (не как сейчас). Вполне можно было жить и заниматься любимым делом. Книги издавались огромными тиражами (но и выпустить книгу было сложно). Журналы и газеты платили гонорары за литературные произведения.

Поэт Николай Алексеевич Кузнецов, в своё время, рассказывал, что поэтов поощряли за их выступления в цехах завода.

В 1991 году я получил свой первый гонорар за стихи, опубликованые в молодежной газете «Панорама» (это был мой первый заработок). Потом стали платить по-маленьку и другие издания, известный сатирический журнал «Крокодил» тоже. На эти деньги невозможно было прожить, но это было очень приятно!

В 1996 году я выиграл всероссийский конкурс коротких стихов в газете «Скандалы», получил 600 000 р. Сколько это на наши деньги теперь? Вроде, не много. 

Потом, к 2000-м годам гонорары закончились.

Трижды я участвовал во Всероссийском фестивале молодых авторов России и СНГ «Как хорошо уметь писать». Первый был в 2010 г. Оплачивалось всё: проезд, гостинница в Санкт-Петербурге, питание, экскурсии и т.д. Причём, москвичам — пол дороги на поезде (мол, сами приедут), а жителям Дальнего Востока — полностью самолёт, иначе не добраться!

Получал иногда деньги за стихотворный мастер-класс в рамках гранта, за выступления от частных лиц, за стихи по заказу, продаю книги через магазины.

Вологодский поэт Мария Маркова получила за то что, пишет стихи от Дмитрия Медведева, когда тот был президентом, миллион рублей. Формулировка была другая «За вклад в культуру…» и т.д., наверное. 

Бывшая череповецкая писательница Александра Шалашова получила ряд премий на несколько сот тысяч рублей за достижения в литературе.

Череповчанин Евгений Шалашов уже пару лет — профессиональный писатель. Этим живет и зарабатывает. Надеюсь, как-нибудь поделится своим опытом. Есть и другие писатели, тоже обещали поделиться!

Мои ученики дважды получали денежные призы от организаторов конкурсов. Первый был давно — помню тысячу рублей получила Дарья Смирнова от КПРФ за победу в конкурсе о космонавтах. Второй — года три назад Алексей Доброделкин давал детям-победителям по 300 рублей за рекламные слоганы, были и другие поощрения-призы от него.

В конце августа этого года член нашего литературного объединения Людмила Тихомирова заняла второе место в конкурсе частушек, и получила тысячу рублей от администрации Череповецкого района!

Всех поздравляем! Ведь это редкие исключения, а не правила!

Чтобы не пропустить самые интересные наши новости, подпишитесь на нашу группу ВК https://vk.com/meridian35ru