-Расскажите о себе и своём творчестве.

-Прежде всего, само слово «творчество» в наших анкетах звучит несколько патетически (пафосно, как сейчас многие говорят). Творчество – это у Гёте или у Булгакова. Или у кого-нибудь из Толстых. 

Что касается меня, то сочинять истории я начал ещё до того, как научился писать. Это были такие визуальные рассказы, проигрываемые в воображении. На сто процентов подражательные, конечно, — под впечатлением от просмотренных фильмов. Вроде сериала «Четыре танкиста и собака» или фильма «Подвиги Геракла». Первый короткий рассказик был написан в первом классе во время первых школьных каникул (то есть 56 лет назад) под впечатлением опять же от фильма – биографического, о Циолковском. Я описал взлёт космической ракеты. Уже тогда меня очень занимала тема полётов в космос, контакта с иным разумом (наподобие показанного в телефильме «Солярис» или описанного Петром Стыповым в романе «Гости с Миона» — впрочем, сюжет этого произведения поначалу мне был известен только в пересказе старшего брата, да ещё по отличным иллюстрациям в соответствующих номерах журнала «Пионер»).

В общем лет до 20 я сочинял исключительно фантастику. Потом переключился на так называемую реалистическую прозу. В 2013 году, благодаря тому, что Игорь Эпанаев познакомил меня с ведущим фантастом Череповца Дмитрием Дашко, а тот в свою очередь ввел в круг других «зубров» череповецкой фантастики (таких, например, как Евгений Шалашов и Александр Смирнов), я снова обратился к фантастике. И сейчас пишу как минимум в двух жанрах: явной фантастики (околонаучной, иногда явно не научной, но всегда несомненно фантастической) и фантастики неявной, к которой можно отнести всякий вымысел.

-Когда вы вступили в Лито?

Как участие в литературном объединении повлияло на ваше творчество?

Какие новые возможности Лито вам открыло?

Каким образом объединение помогает вам развиваться как автору?

-На заседание Череповецкого литобъединения я впервые пришёл осенью 1983 года – в каком-то смысле, с подачи известного вологодского критика Вячеслава Белкова. В то время объединением руководил Иван Михайлович Бодренков, а поэтическую секцию вёл Леонид Александрович Беляев. Иван Михайлович, разбирая мой рассказ «Вокруг телевизора» — разбор этот ещё не был публичным, происходил у него на квартире, собственно, предварял моё посещение ЛИТО, сказал так: пишущего должно отличать особое чувство слова. Слова эти он повторил и два года спустя, когда другой мой рассказ уже проходил «обкатку» среди членов ЛИТО, правда, в очень узком кругу (кроме Бодренкова присутствовали Кирилл Кренделев, Сергей Круглов и молодой тогда поэт Александр Пошехонов). И позднее, на других заседаниях объединения, повторял, что пишущий человек должен быть человеком тонко чувствующим. И эти простые советы я считаю крайне важными. 

Кроме того, на ЛИТО я познакомился со Львом Гавриловым (1942 – 2001), человеком очень ярким, интересным, талантливым, к сожалению, так и не раскрывшим свой талант по-настоящему. Беседы с ним дали мне невероятно много. Можно сказать, что представления о том, что такое литература, какой должна быть литература, мне помог сформировать именно Лев Гаврилов. 

В настоящее время я посещаю ЛИТО скорее из своего рода ностальгии – по 80-м прошлого века, отмеченным бурными словесными баталиями. Ну, и всё-таки, наверно, из надежды снова увидеть здесь какой-то луч света.  

-Участвуете ли вы в

литературных конкурсах, которые проводит наше Лито? Почему? Какие у вас результаты? Побеждаете ли в других конкурсах?

-Нет.

-Что вы можете сказать о роли критики и взаимопомощи в творческом процессе?

-Критика, естественно, важна для формирования авторского вкуса, если угодно, авторского стержня. Критика – это обратная связь, без которой всякое движение рискует зайти не туда. Но с другой стороны, не всякий отзыв – это критика. В 80-е, которые я уже тут вспоминал, после разбора представленных сочинений многие авторы выходили просто никакими. Я сам первым же делом получил от одного из «мэтров» обвинение в «безродном космополитизме» (за то, что герои рассказа слушалиитальянскую эстраду, и – надо же! – слушали с явным удовольствием). Но сейчас я считаю, что и такие «избиения младенцев» были полезны – закаляли молодых авторов, отбивали желание писать дальше у людей случайных. Хотя по-настоящему критиковать умел только Лев Гаврилов. Разбив опус юного пиита вдребезги, он тут же указывал этому товарищу новые пути развития. Неудивительно, что вокруг Гаврилова сформировалось этакое «альтернативное литобъединение» из начинающих поэтов и прозаиков.

 -Какие сборники, выпущенные в рамках литературного объединения, для вас особенно значимы?

В каких общих сборниках Лито участвуете?

-Важен был, конечно, первый сборник «Слиток», затем «Луч» в двух «томах». Примерно лет восемь уже в сборниках Лито не публикуюсь. Пожалуй, есть лишь одно исключение. «Виртуальный» альманах «Столетник» на платформе ВКонтакте, хэштегом #альманах_столетник, по моему, кстати, предложение, объединивший публикации участников ЛИТО на их личных страничках этой социальной сети.

-Какие ваши самые яркие воспоминания связаны с работой в объединении?

-Фактически о них я уже рассказал. Первое заседание ЛИТО, на нём Василий Лукичев читал фрагмент поэмы «Курьер». Обсуждение рассказа Льва Гаврилова «Манцинилло», знакомство с автором.

-Какие люди из объединения вам особенно запомнились и почему?

-И об этом уже рассказано. Это Иван Михайлович Бодренков, Лев Анатольевич Гаврилов. 

-Что для вас значит участие в литературном объединении? Это хобби или профессиональная деятельность?

-Моё участие в ЛИТО это, скорее всего, некая «отдушина». Сейчас для меня это не единственное место сбора людей пишущих. 

-Что вы пожелаете участникам объединения в честь юбилея?

-Продолжать писать, быть строгим и взыскательным к своим произведениям. Вместе с тем не падать духом перед трудностями.

-Что бы вы сказали начинающим писателям, которые хотят присоединиться к литературному объединению?

-Не надо обманывать себя ложными ожиданиями, что одно лишь ваше присутствие в ЛИТО сразу сделает вас новыми Есениными и Рубцовыми. В то же время общение с участниками ЛИТО несомненно должно вас обогатить и дать импульс к работе.

-Как вы думаете, какую роль литература играет в жизни современного человека и общества?

-Литература по-прежнему остаётся для нас важнейшим из искусств, даже, пожалуй, важнее кино и цирка, поскольку напрямую обращена ко внутреннему миру человека. 

-Расскажите одно (небольшое) из ваших любимых стихотворений собственного сочинения!

-Поскольку сам стихи не пишу, хотел бы процитировать стихотворение Николая Рубцова, очень важное для всех нас, как мне кажется.

О чём писать?

На то не наша воля!

Тобой одним

Не будет мир воспет!

Ты тему моря взял

И тему поля,

А тему гор

Другой возьмёт поэт!

Но если нет

Ни радости, ни горя,

Тогда не мни,

Что звонко запоёшь,

Любая тема —

Поля или моря,

И тема гор —

Всё это будет ложь!

Вопросы Игорю Смирнову задавали

Тори Ни и Игорь Эпанаев

ЧГОО «Череповецкое литературное объединение»